В Верхнем Баксане, nestled in the stunning Kabardino-Balkaria, emerges the remarkable Ezetkhan Djappueva, who dedicates her craft to producing traditional felt carpets, or kiyiz, renowned for their durability. Her ambition extends beyond mere production; she envisions a museum to showcase these intricate Balcarian creations, preserving a rich heritage, сообщает Дзен-канал "Это Кавказ".
Традиции и преемственность
Мастерство валяния войлока передаётся из поколения в поколение в балкарских семьях. Езетхан была обучена искусству своей свекровью, Фердаус Джаппуа, у которой были свои секреты и методы. Кийиз имеет огромное значение в культуре балкарцев: его используют не только для утепления и украшения домов, но и в различных обрядах. Эти ручные ковры становятся символом уважения; чем больше ковров невеста привозила в семейный дом, тем выше оценивалась состоятельность её семьи.
Кийиз служил не только утешением от холода или зноя, но и защищал от неблагоприятных погодных условий. Благодаря своему уникальному качеству, валяный войлок практически невозможно проткнуть ножом, и он не впитывает воду, что делает его идеальным материалом для многих нужд. Несмотря на практичность, важным аспектом остаётся стремление создать уют и красоту в доме.
Искусство создания
Существует несколько видов кийизов: ала кийиз, жыйгъыч кийиз и бичген кийиз. Каждый из них требует уникального подхода. Так, ала кийиз считается самым сложным — процесс начинается с закладки основы на циновку с использованием чистой, тщательно обработанной шерсти, которая укладывается в слой за слоем. Весь процесс можно сравнить с созданием мозаики, где образуются узоры из ромбов и треугольников.
В зависимости от типа, кийиз может позже украшаться аппликациями или мозаичными узорами, каждый из которых обладает своей историей и значением. Например, жыйгъыч кийиз украшен вышитыми орнаментами, а бичген представляют собой составные узоры, созданные из кусочков разноцветного войлока.
Современные подходы и будущее ремесла
Процесс валяния кийизов требует большого времени и усилий — на создание одного ковра уходит около шести месяцев и до десяти килограммов шерсти. Хотя исторически шерсть использовалась в природных цветах, современные красители позволяют создавать яркие и насыщенные оттенки. Искусство окрашивания было возвращено к жизни с использованием как традиционных, так и современных подходов.
Кроме работы над коврами, Езетхан активно стремится наладить музей войлока, который будет служить памятником народным промыслам и культурному наследию. Она подчеркивает важность знания и понимания балкарских традиций и ожидает, что данный музей станет культурной ценностью для будущих поколений и туристов, приезжающих в регион.































